Уволен за пост.

2332

Что онлайн-звезды, владельцы бизнеса и сотрудники компаний думают о цензуре в соцсетях.

Все чаще в интернет появляются новости об увольнении сотрудников за некорректные, по мнению работодателей, посты или активность в соцсетях.

Многим известны российские истории, произошедшие в авиакомпании Аэрофлот и Сбербанке. Об одном из последних таких случаев в Америке на прошлой неделе писала газета New York Daily News. Тогда помощника менеджера сети Walmart уволили за пост в Фейсбук фотографии двух женщин, делающих в магазине покупки. Они были в традиционной мусульманской одежде, автор по этому поводу сделал под фото подпись, содержащую ненормативную лексику. На пост обратил внимание член местной мусульманской общины. Walmart среагировала, провела расследование, уволила менеджера и принесла извинения за случившееся.

В приведенных выше примерах работодатели расценивали увольнение как вполне оправданную меру, так как посты напрямую касались клиентов, либо содержали не слишком лестные отзывы о компании-работодателе. Есть и не столь однозначные истории.

Недавно один из моих друзей на Фейсбук и бывший коллега Нуркен Халыкберген сообщил в своем профиле об увольнении из компании Tele2 Казахстан. Поводом для увольнения стал пост в соцсети, история быстро попала в СМИ. Ситуация развивалась стремительно, обе стороны конфликта присутствовали в публичном поле, но Нуркен был более активен и эмоционален. Кажется, он полностью уверен в исключительно позитивном влиянии его интернет-активности на бренд. Надо отметить, что Нуркен в компании с момента запуска и достаточно часто высказывался в личном блоге на профессиональные темы, упоминал работодателя. Если отбросить конспиралогические версии произошедшего, то причиной увольнения могло стать простое нарушение пунктов договора, касающихся обнародования служебной переписки.

Но всегда ли стоит жертвовать хорошим сотрудником в подобных ситуациях? Тем более, если это профессионал, давно трудящийся в компании, чья активность в интернет уже принесла или в будущем может принести пользу бренду. Менеджеров, имеющих популярные аккаунты в различных сетях и занимающихся своим продвижением, в том числе за счет рабочих проектов, доктор Александра Сэмюэл назвала онлайн-селебрити. В своей статье «Your Employee Is an Online Celebrity. Now What Do You Do?» исследователь социальных медиа из Канады задалась вопросом о том, приносит ли сотрудник–звезда интернета больше пользы или вредит компании.

По мнению эксперта, есть стопроцентные плюсы. Такие, как престиж от работы с селебрити, конвертация друзей работника в «друзей» бренда, бесплатный канал коммуникации, повышение привлекательности компании, как работодателя. Но есть и несомненные минусы. Ослепленный сетевой славой сотрудник может начать требовать надбавку за «популярность». Кроме того, возможно снижение эффективности в рамках рабочих проектов — во-первых, слишком много времени уходит на интернет-активность, во-вторых, взаимодействие с онлайн-звездой не всегда просто для остальных членов коллектива.

Александра Самюэль предложила работодателям проделать хотя бы минимальные шаги для того, чтобы коммуникация от сотрудников-блоггеров случайно не навредила бренду. На сегодняшний день почти все крупные международные корпорации и многие компании дали своим менеджерам рекомендации, касающиеся их активности в соцсетях.

Нам стало интересно, что владельцы бизнеса, сотрудники и сами онлайн-селебрити и думают по этому поводу. Мы спросили:

— стоит ли разделять личную и бизнес-коммуникацию?

— популярный блоггер выгоден компании или скорее вреден, стоит ли регулировать деятельность таких сотрудников?

[img src=»http://farm8.staticflickr.com/7315/9773215106_4e0042dcc6_o.jpg»]
Нуркен , бывший PR-менеджер Tele2-Казахстан:

[quote]Вне зависимости, служебный это аккаунт или личный, за наполнение ответственен человек. Принимая человека в свою команду, доверяя ему ведение аккаунтов, заполнение бумаг, ведение счетов или управление машиной, подумайте, разделяет ли он ваши убеждения и ценности. А самое главное — отстаиваете ли Вы их сами, считаете ли вы их реальными и своими. Если у человека есть приоритеты, принципы, ценности, то вряд ли вы добьетесь раздвоения личности, ведь не бывает так, что на работе человек искренне хочет помочь клиенту, а в личной жизни является законченным эгоистом и хамом.

И да, и нет. Чтобы было понятно — посмотрите на футбол. Есть команды со звездами. А есть звездные команды. В первом случае команда известна лишь по событиям, связанными с отдельными её представителями (положительным или отрицательным), и изредка по отдельным результатам. Во втором случае команда знаменита стабильными достижениями и результатами, и случаются редкие события, связанные с её отдельными игроками, которые лишь работают на пользу всей компании.
[/quote]

[img src=»http://farm8.staticflickr.com/7320/9773197505_5c11e86a28_o.jpg»] Давор Брукета, владелец агентства «Bruketa&Žinić OM»:

[quote]
Я часто говорю что-либо от имени и поводу своей компании через личный профиль в Фейсбук. Это вообще обычная практика для малого бизнеса. Я слежу за тем, чтобы быть четко уверенным в постах. Зачастую люди в эмоциях говорят не то, что думают на самом деле, но только истинные друзья могут прочесть между строк, понять и простить подобные вещи. Когда в твоем профиле 10 тысяч интернет-друзей, все-таки нужно следовать определенным правилам. Для корпораций откровенность в соцсетях тем более слишком большой риск, однако аудитория предпочитает именно личное общение. Нашим клиентам мы предлагаем создать персонажей, которые смогут обращаться к фолловерам от имени бренда.

Среди сотрудников агентства «Bruketa&Žinić OM» достаточно тех, кто имеет активные и популярные профили в соцсетях, но мы никогда не говорили о том, что было бы неплохо продвигать через них бизнес. Ребята иногда делают это по собственной инициативе и так, как считают правильным. Мы не контролируем. Контроль и соцмедиа – плохо совместимые понятия. Это приблизительно так же, как следить за тем, что говорят люди за пивом! Вы не можете устранить неисправность на выходе, необходимо поддерживать двигатель «здоровым»!
[/quote]

[img src=»http://farm4.staticflickr.com/3807/9773215206_bb7a0cdfb9_o.jpg»] Ираклий Беселидзе — управляющий директор Премьер СВ, блогер и марафонец:

[quote]Здесь нет однозначного ответа или лучшего решения. Если вы хотите делиться своими личными переживаниями с вашим сообществом, то в этом нет ничего плохого и это никак не может повлиять на ваш профессиональный имидж. Я не призываю вас устраивать ежедневные каминг ауты, но факт в том, что чем больше вы рассказываете о себе и чем больше о вас знают люди, тем больше вам доверяют. С другой стороны, ваши интимные подробности многие могут посчитать неуместными и вызвать раздражение, а в некоторых соцсетях (вроде Linkedin) подобные темы обсуждать не принято в принципе. Самое главное — это не стараться казаться тем, кем вы на самом деле не являетесь. Будьте собой. Не обсуждайте и, тем более, не жалуйтесь на ваши взаимоотношения с клиентами и работодателями. Относитесь ко всему с юмором.

Ценность популярного блоггера в его влиянии на сообщество и это влияние всегда можно использовать в коммерческих целях. Для этого необходимо иметь внутри компании правила общения в соцсетях и блогах, которых должны придерживаться все сотрудники компании. Это позволит упорядочить усилия всех менеджеров, имеющих эккаунты в соцсетях и блогах, а также избежать разногласий и конфликтных ситуации в будущем. К счастью, сделать это не так сложно. Например, IBM разработала специальный документ и предлагает его использовать всем желающим.

[/quote]
[img src=»http://farm8.staticflickr.com/7443/9773018542_d7dfeab38d_o.jpg»]
Федор Овчинников — основатель Додо-Пицца, автор блога sila-uma.ru:

[quote]Считаю, что рабочая коммуникация может быть «личной», но при этом по-настоящему личную коммуникацию нельзя смешивать с рабочей. У меня в социальной сети только бизнес-коммуникация, но так как моя работа — это большая и любимая часть моей жизни, то и общение становится персональным. Я могу написать о политике, музыке или о страхах и сомнениях. Люди все это воспринимают сквозь призму моего бизнеса, как слова предпринимателя. Но есть часть жизни, которую я оберегаю от социальной сети — это моя семья и друзья. Так получилось, что я стал публичным человеком. Много совсем незнакомых людей наблюдают за мной, поэтому я хочу защитить по-настоящему личную жизнь от внимания.

Все зависит от компании и блоггера 🙂 Я думаю, что плюсов от этого больше, чем рисков и минусов. Я буду только рад появлению онлайн-звезды в нашей компании. Более того, я никогда не был против, а даже поддерживал идеи блогов у сотрудников компании. Регулировать не буду (кроме нарушения соглашения о «коммерческой тайне»). Если сотрудник напишет про компанию плохо, значит надо искать причины в себе. Для меня очень важно, чтобы компания состояла из самостоятельных думающих людей, разделяющих при этом со мной основные бизнес-принципы и цели. Если у нас будет два овчинниковых федора — это очень хорошо для Додо 🙂

[/quote]
[img src=»http://farm8.staticflickr.com/7334/9773018512_50447b9641_o.jpg»] Артем Паршенцев — Media Buying Solutions Manager, Google Russia:

[quote]Я за такое разделение. Сделать это можно разными способами, но не все о них знают. Для начала, можно не «дружиться» с рабочими контактами и вести в СС сугубо личную жизнь. Более продвинутый вариант: френдить людей из обоих лагерей, но добавлять их сразу в разные списки (lists в Facebook), условно называя «Work» и «Personal». Тогда в будущем будет возможность разделять посты только на видимые для личных или рабочих контактов. Это очень удобно. У меня таких списков даже несколько и они более гранулированы. Например, есть еще «личные друзья по жизни», «только русскоязычные», контакты «по работе», «по музыкальному хобби», «родственники», «по работе но разбирающиеся в RTB» и так далее. Всё это даёт возможность гибко управлять видимостью публикаций и разводить коммуникацию. Вряд ли моим друзьям-диджеям будет интересно читать про рост рынка интернет-рекламы. Это сугубо забота о френдах, но иногда и формальное разделение информации, когда кому-то что-то не стоит знать.

Выгодность-вредность зависят от эффектинвности и того, как воспринимают такого блоггера. Если он «хороший», то и молодец, что работает в этой компании. А если его «не любят», то, вероятно, и бизнесу это вредит. Слишком много нюансов. В целом, думаю, это хорошо.

[/quote]

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий